?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Мы с Л.Н.Толстым пришли к пониманию одного и того же. В разное время, разными путями
zimarin
«В 1901 году Толстой затруднялся уже что-нибудь проповедовать, начинал понемногу отходить от любой догмы,  в исключительное значение христианства  уже  верил плохо. Он изучает другие религии и везде находит одно и то же. Это замечательное явление объяснил ученый раввин, с которым Толстой изучал на еврейском языке талмуд и пророков.

-Толстой брал из текста только то, что ему было надо. Замечая в каждой религии только те мысли, которые ему были дороги, Толстой, в конце концов, решил, что только эти истины внушены богом, ибо они соответствуют совести всех.»
            Тихон Полнер «Лев Толстой и его жена»*

У Толстого нет четкого определения бога. Он вполне мог бы согласиться со мной.
Бог-это всего лишь учтивый оборот речи. Некий собирательный образ ,  придающий человеческой жизни  то или иное значение, определяющий правила поведения  в ней. Некая конечная цель, которая на самом деле для человечества теряется в бесконечности. Потому что, лично я, верю, что человечество бессмертно и какую бы цель оно перед собой не ставило, цель эта никогда не будет конечной.

Лично мне больше нравится слово совесть, с точки зрения достоинства человеческого. Без молитв, без коленопреклонений, без целования ручек и без прочих диковинных и чудаковатых обрядов и верований. В церковь я готов ходить, так же как и в музей, с той же самой целью.

С точки зрения Толстого, воля Бога состоит в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними.

Под второй частью этого положения я готов подписаться. А слово «любовь», конечно, требует здесь дополнительного разъяснения, потому что, мы с Л.Н.Толстым понимаем этого слово все таки по – разному.

Для меня, слово любовь имеет исключительный характер, для общего определения оно не подходит.

У Л.Н.Толстого   любовь, значит  ровное, уважительное отношение ко всем без исключения.

Я готов согласиться с такой трактовкой и стараюсь следовать в своей жизни ей. С исключительным правом, конечно, в каких – то отдельных случаях отказаться от ровного, уважительного  отношения. Все - таки, я человек, то есть уязвимое во всех отношениях существо. И не безупречное. Но имеющее понимание, что и почему в этой жизни происходит.

Я бы еще добавил, что  воля Бога состоит в том, чтобы никогда не говорить  за спиной человека ничего такого, что ты не сможешь повторить ему, глядя в глаза. Не говорить и не писать. Меня это, например, удерживает при ведении блога  от самых разных крайних и несправедливых замечаний. Хотя конечно не всегда удается себя на таком замечании вовремя поймать. Такие замечания никого не убеждают, они могут создавать видимость убеждения, если  будут заключать в себе еще и реальную угрозу  насилия физического и морального. Я в угрожающем тоне ни с кем никогда не разговариваю. В этом отношении я христианин. Но опираюсь все - таки в своем поведении на доводы разума, а не на всякого рода святые писания.

*Тихон Полнер достаточно авторитетный товарищ, издал свою книгу в 1928 году. Являлся доверенным лицом Софьи Андреевны, выступая в качестве редактора посмертного издания произведений Л.Н.Толстого.

Recent Posts from This Journal


  • 1
"воля Бога состоит в том, чтобы никогда не говорить за спиной человека ничего такого, что ты не сможешь повторить ему, глядя в глаза” - я тоже так живу, и это приносит многие неприятности. люди привыкли слышать и помнить то, что сами хотят слышать и вспоминать. Не далее, как с сегодня, в этом еще раз убедилась. Неужели, у каждого из нас своя память на общие события?

"Неужели, у каждого из нас своя память на общие события?"
-Конечно.Супруга иногда меня за это осыпает укоризнами.

Получается, что каждый из нас помнит то, что хочет помнить. А остальное забывает напрочь.

  • 1